Декоративно-прикладное искусство в России

Декоративно-прикладное искусство в России имеет глубокие корни. Многочисленные находки при археологических раскопках дают основание считать, что в XI—XII в. в Киевской Руси и в Новгороде обработка дерева занимала ведущее место среди остальных ремесел. Весь быт Киевской Руси и новгородцев был связан с лесом, деревом. Из бревен рубили дома, из досок и брусьев делали мебель, на досках писали иконы, из дерева вытачивали посуду, выдалбливали ковши и ложки, вырезали шахматы и фигурки домовых, на бересте писали грамоты.

В найденных утилитарных предметах целесообразность умело сочетается с правильно найденными пропорциями, объемом и силуэтом. Эти находки дают представление об общем уровне развития ремесла. Каждый ремесленник в какой-то степени был и художником, что прослеживается на художественно оформленных деревянных изделиях высокого качества. В новгородских писцовых книгах XVI в. упоминаются 23 профессии ремесленников — специалистов по обработке дерева. Среди них 38 токарей, 16 бочаров, 12 гребенников, 13 кружечников, 11 дощанников.

Умелое использование природного строения дерева и его художественных свойств развивалось и передавалось из поколения в поколение. Предметы, украшенные деревянными мозаичными наборами, были очень малочисленны и не имели стилевой общности. Более выраженный характер получило изготовление паркета. Русские умельцы достигли высокого мастерства в его наборе. В XVI—XVIII вв. полы дворцов набирали из простых дубовых клепок, укладывая их «в елочку» или «в кирпич».

Владимир Буланин