Композиционные элементы мозаики

При построении художественного произведения и проработке тонов мозаист главное внимание уделяет композиции изделия.

Композиция — это объединение деталей в пространстве и на плоскости с выделением главного. Введение главного композиционного элемента и надлежащая соподчиненность с ним остальных деталей усиливают их внутреннюю связь и повышают общую выразительность произведения. Наиболее распространенная форма композиционного равновесия в мозаичном наборе орнамента на предметах мебели и быта — симметрия, достигаемая равноудаленным расположением элементов рисунка относительно осевой линии или вокруг центральной точки. Лаконичные и четкие композиции воспринимаются легче, чем усложненные и порой запутанные. В мозаике композиционное построение чаще всего определяется назначением изделия, предметов мебели, а также используемыми средствами выразительности, присущими различным способам Изображения, например исполнение в технике маркетри или интарсии.

При выполнении общего рисунка и его взаимосвязанных частей надо стараться избегать мелких деталей и придать рисунку образный характер, не нарушающий впечатления внутреннего равновесия. Примером тому могут служить работы, где использованы крупные детали шпона для выражения характерных черт и динамики движения основных элементов композиции.

В этих картинах в соответствии с их содержанием должен быть хорошо передан воздух. Одним куском шпона с небольшими добавлениями должна быть показана реальная свето-воздушная среда, присущая данному месту действия и времени года. С помощью нескольких кусков шпона должны быть переданы прозрачность, облачность и движение воздуха.

Для усиления выразительности мозаичных композиций в технике маркетри и интарсии зачастую используют контрастность цветов или обводят светлые тона темным контуром. Контрасты составляют одно из важнейших изобразительных средств деревянных мозаичных композиций.

В. Д. Буланин