Особенности работы с мозаичным набором

1. Для набора портрета используются безтекстурные участки шпона. Для передачи цвета и фактуры волос, одежды — очень выразительную тоновую текстуру шпона. Применяется волнистость шпона, переливы его участков, блеск сердцевинных лучей. Для украшений используют всевозможные пороки, свилеватости, применяют тонирование или ослабление (отбеливание) шпона. В соответствии с замыслом в наборных портретах используют те тона и рисунки волокон древесины, которые характерны для эмоционально-образного звучания.

2. Ель, как и сосна, плохо поддается отделке, зато склеивается хорошо. Древесина ели имеет много сучков, поэтому очень декоративна и успешно применяется в наборных работах.

3. Древесина мореного дуба высоко ценится мозаистами, так как хорошо полируется и имеет шелковисто-бархатный блеск. Древесина бука, в отличие от дуба, боится сырости, зато древесина молодого бука имеет светлую окраску, однотонную невыраженную текстуру и используется при наборе портретов.

4. Иногда в мозаичном наборе соседствуют твердые и мягкие породы древесины, поэтому при выполнении процесса шлифования у мозаистов возникают затруднения. Стараясь быстрее выровнять поверхность, неопытный мозаист сильно нажимает на участки из твердых пород, забывая, что рядом находится мягкая порода. Вследствие этого на мягких породах образуются большие царапины, полосы и другие дефекты. Поэтому не рекомендуется применять рядом в наборе твердые и мягкие породы.

5. При неправильном хранении строганый шпон коробится, трескается, выцветает, на нем появляются пятна, полосы. Это недопустимо. Шпон не должен терять эластичность, высыхать. Надо, чтобы влажность древесины составляла 12% при температуре 15…20° С. Влажность воздуха в помещении в среднем должна быть 65%. Лучше всего шпон сохраняется в пачках по 20 листов одинакового размера, сложенных по породам.

6. Иногда для мозаичных работ нужен шпон с оттенком под старое дерево. Для получения такого оттенка готовят раствор. В спиртовой уксус бросают куски стальной проволоки или гвозди. Через несколько суток раствор устоится и готов к употреблению. В него опускают несколько листов шпона одной породы дерева на три-четыре дня. После высыхания порода несколько блекнет, как бы осветляется, поэтому для получения желаемого тона необходимо брать немного темнее.

В заключение необходимо сказать, что подобно тому, как живопись выполняется по шагам, так и мозаичный набор. Особенности разные, но принцип один. Декоративно-прикладное искусство — это очень интересное искусство.

А. М. Коноваленко «Мозаика из дерева»