Шрифтовый набор в мозаике из дерева

При компоновке любой надписи, заголовка и самого текста всегда следует учитывать художественно-декоративные свойства шрифта и древесины, из которой будут набираться буквы и сам фон. Главную роль в шрифтовом наборе играют зрительные ассоциации.

Мозаист, выступая в роли художника-оформителя, ищет способы реализации творческого замысла. В соответствии с содержанием будущей работы и назначением текстового материала он обращается к шрифтам, выражающим эпоху, национальную принадлежность, подбирая их цвет, определяя ритм и общую компоновку.

Основные виды шрифтов, удобных для мозаичного набора, — это группа рубленых и брусковых шрифтов. Подбор цвета зависит от творческой задачи, которую предстоит решить, и от выбора шпона. Как правило, за фон берут красное дерево или орех одного тона, а буквы набирают из светлого шпона (клена, березы, тополя, мореного серого клена, лимона и др.). Можно для фона применить светлые тона, а для букв — мореный черный орех.

Выбор шрифта не может ограничиваться пропорциональными соотношениями рисунка букв. Буквы должны гармонично сочетаться, создавать красивую и легкую для прочтения надпись.

Для того чтобы вырезать шрифт, на бумаге рассчитывают его построение и выполняют предварительную разметку. Определяют формат и общую композицию всего заголовка (текста). Устанавливают число строк и букв в строке, наметив вспомогательные линии общей разметки. Для каждой строки проводят вспомогательные линии общей высоты, а для средних элементов букв — средние линии. Затем размечают места и площади букв, в них вписывают основные и соединительные штрихи. Форма засечек, способ их соединения и начертание букв определяет стиль шрифта. Общие пропорции букв и всех элементов, закономерность стилевых особенностей и построения создают основу рисунка. Буквы большинства шрифтов вписывают в прямоугольник или квадрат, поэтому при разметке шрифта и выборе его размера удобно пользоваться модульной сеткой или трафаретами.

Эскиз шрифтового текста переводят на шпон таким же способом, как любой рисунок, через копирку.

В. Д. Буланин