Советы юному мастеру

1. Если у вас нет кальки, то можно взять лист тонкой белой бумаги протереть ее с обеих сторон подсолнечным маслом. Линии на такую кальку наносят шариковой ручкой, используя черную пасту. Масло применяют и в том случае, когда необходимо усилить прозрачность кальки.

Копию с рисунка можно снять и без кальки, используя белую тонкую бумагу. Рисунок прикладывают к оконному стеклу и четко видимое изображение переводят на лист белой бумаги. В вечернее время источником света может быть переносной светильник, а вместо оконной рамы — стекло толщиной не менее 3 мм.

2. На первоначальном этапе обучения необходимо иметь материал в достаточном количестве, так как часть материала неизбежно уйдет в брак. В процессе занятий, когда у вас появятся определенные умения, навыки работы с материалом, расходы его будут соответствовать норме.

3. При разработке орнаментов наблюдаются отклонения от прямолинейности, например, повороты орнаментальных полос под различными углами. Повороты должны выглядеть естественно. Из двух орнаментальных полос выразительнее та, которая длиннее и шире. Орнаментальная полоса является наиболее распространенной конструктивной формой, применяемой в маркетри.

При построении полосовых орнаментов необходимо учитывать свойства, которыми они обладают:

1) если орнаментальная полоса идет от края и до края плоскости, то она делит ее на две части. Плоскость делится на две части и тогда, когда полоса орнамента набрана из одного материала, а фон — из другого. Полоса подчеркивает плоскость, если внутри нее проходят элементы нерасчлененной плоскости;

2) вычурный орнамент на узких полосах не применяется. В вертикальных полосах верхние элементы отличаются рисунком от нижних. В бесконечных полосах замыкающих элементов нет. Обычно такие элементы используют в круге, овале. Основные особенности полосовых орнаментов— декоративность и цветность. Поэтому для наборных орнаментов в маркетри используют более ценные породы шпона, чем для фона. Более крупную и из малоценных пород древесины текстуру не рекомендуется применять рядом с тонкой, поскольку это внесет разнобой в построение орнаментального мотива. Негармоничность будет и в том случае, когда вставки не параллельны линиям текстуры основного фона.

При использовании сетчатого орнамента на плоскости не акцентируется цветовое или тоновое пятно. В этом случае плоскость смотрится цельно, «не разрушается». Если же элементы композиции нарушают композиционную уравновешенность — «разрушается» плоскость.

А. М. Коноваленко «Мозаика из дерева»