Сюжетная мозаика

В сюжетном наборе основным декоративным средством украшения служит текстура, узор древесины и пороки древесины, которые используются при создании изображения. Цвет древесины обогащает изображение изделия. Необходимо отметить, что сочетания цветов в сюжетной мозаике сложнее и разнообразнее, нежели в орнаменте.

Для пробы своих возможностей по выполнению пейзажа рекомендуется набирать небольшие эстампы размером около 20X30 см. Форма при этом может быть любой (круглой, продолговатой или прямоугольной) в зависимости от выбранного рисунка. Существует несколько способов подготовки и набора пейзажной композиции. Рассмотрим один из них. Для набора рисунка, состоящего из нескольких разбросанных элементов, рекомендуется набирать их в шпон, т. е. в большие фоновые поверхности. Лист шпона, подобранный, например, для неба, стыкуют и склеивают со шпоном, взятым для изображения суши. После этого на заготовку переводят рисунок и последовательно врезают силуэты дальнего и ближнего леса. После врезания силуэтов реки и отражения в ней леса врезают отдельные деревья, контуры которых пересекают берег, реку, лесную даль и небо.

Набирая пейзажную композицию, нужно учитывать некоторые отличительные особенности декоративного выполнения этого жанра в отличие от станковых произведений живописи. Подбирая материал для силуэта дальнего или ближнего леса и для первого плана, например отдельно стоящего дерева, необходимо знать закон хроматического контраста цветовых отношений, а также учитывать изменение цветов и оттенков материала после его покрытия. В работе «Стога сена» из цельных цветных кусков шпона набраны небо, лесная даль, вдаль уходящая дорога, снежный покров (белый клен) и сами стога сена (клен, серый орех) с оградой (палисандр). В работе «Северное сияние» для изображения холодного северного неба использован мореный бук, а для передачи северного сияния — мореный клен. Серый орех с прожилками похож на оленью шерсть.

Ну а вашему вниманию предлагается композиция «Ящерица», где очень умело использован как цветной шпон, так и фоновая древесина, прекрасно изобразившая песок.

В. Д. Буланин