Техника перевода рисунка на основу. Часть 1

Набор в технике маркетри выполняют с нелицевой стороны. К мастеру повернута та сторона, которая будет положена на основу будущего изделия, т. е. оборотная. Зная это, рисунок и всю композицию в целом будущего изделия необходимо готовить обычным порядком, но при мозаичном наборе использовать контур обратного, т. е. зеркального изображения. Для этой цели применяют кальку. Для улучшения прозрачности кальки одну сторону протирают тампоном, смоченным в растительном масле, а затем хлопчатобумажной тканью вытирают насухо. На кальку с оригинала рисунка переводят подробный рисунок с контуром всех деталей. При выполнении набора эта калька становится рабочим рисунком, а оригинал рисунка остается для контроля (сопоставления) набираемого мозаичного изделия, тонов, пропорций, перспективы и т. д.

Перед началом работы над мозаичным набором необходимо выбрать для него основу — шпон или плотную бумагу, на которые через копирку с кальки наносят (переводят) контур обратного изображения рисунка (кальку лицевой стороной с рисунком кладут на основу).

Перевод на кальку контура рисунка, а затем перевод его с кальки на основу набора выполняют, чтобы не испортить рисунка, шариковой ручкой без пасты, острозаточенным твердым карандашом или специальным острым полированным наконечником в виде стальной спицы или изготовленной из кости или металла. Можно использовать обратную сторону отполированного кончика ножа или скальпеля. В данном случае на основе обозначается очень тонкая и точная линия в 2 раза тоньше линий, получаемых при переводе другими способами.

В процессе набора для сверки и последующих дополнительных переводов часто приходится накладывать на основу кальку с рисунком. Для быстрой ориентации и точности на кальке и на чистых полях набора (фона) в нескольких местах ставят крестики, которые при повторном наложении должны совпадать.

Владимир Буланин