Вощение мозаичного набора

Вощение применяют, чтобы зрительно подчеркнуть замысел и сюжет набора. Так, например, вечерний пейзаж нет смысла показывать в полном сиянии полиэфирного покрытия, нужно дать его в мягком «сатиновом» блеске воскового покрытия. Есть несколько способов вощения. Рекомендуем один из них. Берут чистый пчелиный воск и растапливают на водяной бане в эмалированной посуде с крышкой. В растопленный воск вливают скипидар. Скипидар должен быть качественный. Узнают это следующим образом: на белый плотный лист бумаги наносят несколько капель скипидара. Если после высыхания никаких следов не остается, значит, скипидар пригоден для работы. Смесь размешивают стеклянной палочкой. Получив состав густоты сливок, к нему добавляют небольшое количество канифоли и вновь подогревают в условиях водяной бани. От добавки канифоли состав становится прочнее, после высыхания — блеск сильнее. Для усиления блеска вместо канифоли можно добавить стеарин. После остывания состав втирают короткой щетинной кистью в поры древесины. Несколько часов набор необходимо выдержать в теплом месте для более глубокого проникновения лака в поры древесины, затем его растирают сукном. Сначала сукно будет липнуть к поверхности набора, потом, по мере нагревания воска от трения, будет двигаться свободно. После растирания поверхность должна быть совершенно сухой. Изделие высыхает 24 ч, затем набор для закрепления восковой пленки покрывают спиртовым лаком, разведенным пополам с шеллачной политурой. Состав должен быть не густым, а жидким. Наносят его тампоном ровными прямыми проходами из конца в конец. Покрывают поверхность несколько раз. После высыхания протирают мягкой плюшевой тканью. Восковое покрытие необходимо закрепить лаком, чтобы оно не тускнело. При потускнении мозаичной поверхности плоскость набора слегка смачивают водным раствором спирта, а затем натирают до блеска суконкой. Для вощения используют в основном твердые породы: дуб, ясень; из мягких пород: орех, грушу и т. д. Хорошо смотрится восковая отделка на хвойных породах. Не рекомендуется применять восковое покрытие в наборах, где преобладают светлые и отбеленные породы (они приобретают грязноватый вид). Иногда вместо пчелиного воска используют растительный и минеральный преимущественно для наборов, где преобладают темные породы (при наборах растительных и геометрических орнаментов).

А. М. Коноваленко «Мозаика из дерева»