Выполнение мозаичного набора

Размеры набора в основном определяются очертаниями природного мотива (например, небо), или правильным подбором нескольких похожих мотивов. Передний план набора не должен состоять из той же породы, что и дальний. Если же нет другой породы, то учитывается рисунок текстуры: на переднем плане помещают более крупную и выразительную текстуру, на дальнем — мелкую и с невыразительным рисунком сердцевинных лучей (например, бук). Передний и второй планы решаются на контрасте, дальний — на нюансе. С максимальной силой и выразительностью необходимо использовать природный рисунок текстуры.

Выполняя мозаичные наборы больших размеров, вы должны помнить, что с увеличением размеров картины или панно нюанс теряет свое значение, вступает в силу контраст.

В натюрморте часто используют нюанс. Применение нюанса позволяет показать нежность и изящность цветовых и тоновых переходов на всех породах. Особенно часто применяют карельскую березу, отбеленные до разных тонов грецкий орех, анатолийский орех, вавона, бук, клен, красное дерево. Зеленоватый оттенок встречается редко в породах, поэтому зелень делают искусственно (тонируют). Рекомендуется брать под тонирование древесину: ясеня обыкновенного, бука, грецкого ореха.

При выполнении наборов повышенной сложности следует обращать внимание прежде всего на цельность композиционного построения набора, единство колористического решения, правильность изображения фигурных вставок. Для характеристики каждой фигуры человека следует подбирать характерные движения, одежду, обстановку. Рисунок надо строить по правилам перспективы, а фигура человека должна иметь правильное строение.

При выполнении портрета линии разбивки подчеркивают форму лица. Прежде всего следует обратить внимание на правильность тоновых соотношений и на направление волокон древесины. Волокна древесины должны своим направлением четко идти по форме. Любая неточность и вставка будут «выпадать» с портрета или «проваливаться» в него. Направление волокон связано со свойством серцевинных лучей в той или иной степени отражать свет, поэтому при наборе портрета это свойство учитывается в первую очередь. Соотношения тонов вставок необходимо подбирать таким образом, чтобы линии соединений были на границе свет—тень. Соединение вставок, одинаковых по силе тона и цвета, приводит к образованию «паутины на лице», что негативно сказывается на всем изображении.

А. М. Коноваленко «Мозаика из дерева»